Согласно Федеральному закону, «оценка соответствия осуществляется в формах государственного контроля, аккредитации, тестирования (испытания), регистрации, подтверждения соответствия, приемки, а также ввода в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, и в иной форме».
Совокупность этих форм можно условно разделить на две большие группы. Одна из этих групп включает в себя процедуры, согласно которым продукция оценивается до ее поступления на рынок. Такие формы оценки соответствия принято называть предрыночными и проводятся они в виде утверждения типа, регистрации, подтверждения соответствия и др. В законе этого понятия нет.
Преимущество предрыночных форм состоит в том, что при эффективном их использовании они служат надежной преградой для попадания опасной продукции на рынок. Однако, с другой стороны, эти формы оценки соответствия могут использоваться как барьер при движении доброкачественных товаров на рынок, т.е. как механизм торможения товарооборота. Кроме того, затраты производителя на проведение предрыночного контроля, как правило, оплачивает потребитель, что является определенным вкладом в инфляционный процесс. Все это заставляет очень внимательно отнестись к законодательному регулированию предрыночного контроля для подавления указанных негативных тенденций.
Предрыночная оценка соответствия может выполняться первой (например, декларирование соответствия), второй (например, приемка объекта) или третьей (например, утверждение типа) стороной .
Другая группа форм оценки соответствия предполагает проведение необходимых процедур оценки уже на стадии обращения продукции на рынке. Главное достоинство этих процедур заключается в том, что они не препятствуют поступлению товаров на рынок и обеспечивают тем самым их свободное движение. Проведение рыночных форм оценки, например, в виде государственного контроля (надзора) оплачивается за счет бюджетных средств. Следовательно, расходы на реализацию таких форм оценки значительно меньше влияют на инфляцию, так как эти расходы не включаются в цену товара. Однако рыночным формам оценки присущи и недостатки, связанные с запаздыванием корректирующих мер, когда опасная продукция уже обращается на рынке. Рыночная оценка соответствия выполняется, как правило, третьей стороной.