Техническое регулирование в России
Первого июля 2003 г. в России вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, который предусматривает разработку новых правовых норм и законодательных актов, регулирующих технические регламенты, аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий, осуществляющих работы по подтверждению соответствия.
Прежде всего нужно отметить, что в соответствии со статьёй 3 указанного закона техническое регулирование осуществляется при соблюдении ряда требований, а конкретно:
• Независимости органов по аккредитации, центров по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей. Этот принцип, общепринятый в мировой практике, свидетельствует о том, что орган по сертификации должен быть третьей стороной, т.е. признаваться независимым от первой стороны (изготовитель, продавец, исполнитель) и второй (приобретатель, заказчик).
• Соблюдения единой системы и правил аккредитации. Данный принцип говорит о том, что, по крайней мере, при обязательной сертификации органы по сертификации и испытательные лаборатории должны иметь аккредитацию, полученную в рамках единой (национальной) системы аккредитации;
• Соблюдения единства правил и методов исследований, а также измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия. Указанный принцип свидетельствует о том, что обязательное подтверждение соответствия должно проводиться с использованием единых методов применительно к одним объектам для обеспечения сопоставимости и воспроизводимости результатов исследований (испытаний) и измерений, а также предотвращения разногласий по поводу обоснованности проведенной оценки соответствия.
• Недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации. Названный принцип можно трактовать как равенство возможностей различных органов по сертификации и аккредитации и недопущение дискриминации отдельных органов. Что касается конкуренции в изначальном смысле этого понятия, то при обязательном подтверждении соответствия такой принцип за рубежом (например, в ЕС по отношению к уполномоченным органам) признается вредным. Действительно, провозглашение конкуренции в сфере оценки соответствия может привести к снижению ее объективности.
• Недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля и центра по сертификации. Данный принцип является важным и реализуется в Российской Федерации и за рубежом как противодействие оказанию давления на заявителя с использованием полномочий органа контроля (надзора).
• Недопустимости совмещения 1-им органом полномочий на аккредитацию и сертификацию. Это правило также общепризнанное, так как подобное совмещение нарушает принцип третьей стороны, которому должны следовать органы по сертификации и по аккредитации.
Техническое регулирование состоит из двух крупных блоков. Первый блок содержит обязательные нормы — технические регламенты и добровольные нормы — стандарты. Второй блок — оценка соответствия — механизм, позволяющий осуществлять контроль за соблюдением не только обязательных, но и добровольных норм, имеющий под собой цель повышения конкурентоспособности и качества продукции.